Яндекс.Метрика

Сиамские и тайские


Тайцы и сиамы: кто был раньше?

Во времена нашего детства голубоглазый котенок Гав покорил сердца многих поколений малышей. К какой породе принадлежал пресловутый котенок? История мультипликации не сохранила этих тонкостей. Однако если присмотреться к внешним данным этого забавного мультипликационного персонажа, можно определить его принадлежность к породе тайских кошек. Или, как их часто называют,— старотипных сиамских кошек. Поскольку первыми были всё же «яблокоголовые» черномазые кошки.




Эти родственные породы всегда вызывали множество споров. Поклонники считают, что нет на Земле кошек более ласковых, благородных, умных и грациозных, чем сиамские. Они нежно любят своих хозяев, общительны и дружелюбны — эти элегантные умницы завоюют любое сердце. Но противоположное мнение гласит: нет более коварных, жестоких и злопамятных тварей, чем сиамские кошки. У них черные морды, искривленные хвосты, косые глаза и ненависть в сердце. Они рвут даже ту руку, из которой едят. Так каковы же они, эти красавцы острова Сиам — ныне Таиланд?

Голубоглазые кошки с острова Сиам

Тогда королевство, расположенное на острове Сиам, именовалось Аюттайя. В XIV-XV веках появился сборник «Книга поэм о кошках». Он находится на хранении в Национальной библиотеке в Бангкоке. И именно в нём появились первые сообщения о кошках, подобных нынешних сиамским и тайским. Однако исходным вариантом этих двух пород, наверное, всё же стоит считать тайских — ведь их не зря именуют по-другому старотипными сиамскими. В старинном сборнике стихов подобные нынешним тайцам кошки назывались Вичьен Мае.

Обычным людям было не дано владеть этими королевскими кошками. Судя по легендам, в которые верили простые смертные, эти грациозные звери очищали дом от злых духов. Простые жители острова Сиам поклонялись им как священным животным. Старинные рукописи гласят, что голубоглазые кошки служили охраной от грызунов королевским дворцам, храмам и роскошным библиотекам с драгоценными манускриптами.

Надёжной защитой от укусов крыс и мышей кошкам острова Сиам служила их шкура, имеющая малое число нервных окончаний и небольшое количество кровеносных сосудов. Это способствовало быстрому прекращению кровотечений при механическом повреждении и низкому болевому порогу, мешало распространяться ядам и инфекциям. Их преданность и любовь к хозяевам граничила с собачьей. А уж в драке Вичьен Мае превосходили свирепостью псов. Они были достойной охраной священным реликвиям. 
В конце XVIII века российский естествоиспытатель немецкого происхождения П. С. Паллас увидел некую кошку, весьма необычного окраса и телосложения. Встреча так его поразила, что он сделал запись о ней в своем путевом дневнике.
"На нас произвело настолько сильное впечатление появление столь необычной по своему телосложению и окрасу кошки, что я не могу не отвести специально место в книге для представления этого животного. Это кошка среднего размера, у нее более длинные и тонкие ноги, чем те, что мы привыкли видеть у обычной кошки, у нее более длинная и узкая голова, хвост длиннее головы в три раза. Окрас шерсти темно-русый, такой, как цвет норки, но более насыщенный на морде и хвосте и более осветленный на боках и животе. На груди - белый медальон. Нос закрыт черной маской, которая также окружает глаза и заканчивается в виде остроконечного треугольника на лбу. Уши, лапы и хвост очень темного цвета. Структура шерсти более приятна, чем у обыкновенной кошки и напоминает гладкую, блестящую шерсть норки. Подшерсток мягкий, более светлого тона. Шерсть на хвосте короткая, гладкая, прилегающая".
На гравюре, служащей иллюстрацией к этой заметке, можно легко узнать кошку из манускриптов Аютайи.

Трудно достоверно сказать, как попали в Европу эти чудесные создания с небесного цвета глазами.  Есть много версий. Но официальная легенда гласит, что в 1870 году король Сиама сделал роскошный подарок сотруднику британского посольства Оуэну Голду. Величайшей королевской наградой стала пара стройных кошек с глазами ангелов. Это был знак высочайшего благоволения, поскольку вывоз животных этой породы за пределы королевства был запрещён. Тем не менее, благодаря Оуэну Голду восхитительные восточные кошки затмили все экспонаты на лондонской выставке в Хрустальном дворце.
Король королевства Сиам оказался столь щедр, что в следующем, 1871 году не один десяток породистых кошек был отправлен высокопоставленным персонам Европы в подарок. Так начиналось царственное шествие.

Настоящие русские кошки

Значительно позже в результате совершенствования породы фелинологами были выведены кошки с облегчённым скелетом и удлинёнными линиями тела, стройные и с большими ушами, несколько развернутыми, вытянутой клиновидной головой. И этот тип внешности в 1966 году и был объявлен новым стандартом сиамских кошек. У старотипных сиамских не оставалось шансов побеждать в Европе и Америке. 

Но Советский Союз всегда был на отшибе. И то, что в Европе разведение старотипных сиамцев было под запретом, советским людям было неведомо. В конце 80-х годов прошлого столетия в Москве и Ленинграде стали проводиться первые кошачьи выставки. Новички там выставлялись под наименованием «старосиамская кошка». Однако приглашенная в 1989 году эксперт международной категории Анна-Лиза Хакман решила, что пора создать новую породу кошек. И, поскольку Сиам уже звался Таиландом, то и порода стала именоваться тайской.

Эту породу признали русской аборигенной. Такова была ирония судьбы: традиционной внешности сиамские кошки вдруг оказались российскими аборигенами.



2 комментария:

  1. ойй... как я люблю сиамских котиков!
    Просто загляденье!

    ОтветитьУдалить
  2. У меня тайский котик. Но это и в самом деле нечто. Все коты и собаки нашего двора по приказу Пончика строятся по ранжиру. Он и вправду в драке свирепее пса. Ужас. И, если честно, то, когда он зол, то я сама его побаиваюсь.))

    ОтветитьУдалить